Четвертая статья по ГРМ для семейства змз 406, 405, 409. На этот раз сказ будет про однорядный грм змз, с цепями и звездами Медведева Игоря Александровича. В инете более известного, как Родос-М. В предыдущих статьях я уже говорил что с данным человеком я знаком лично достаточно давно. Но я постараюсь чтобы рассказ опирался не «на знакомство», а на мой опыт инженера механика и установку пары десятков данных комплектов своими руками.

Теория

В предыдущих повествованиях я говорил, что так уж сложилось что на определенные машины, люди хотят поставить определенные комплекты. Те, кто хочет надежность, предпочитает двухрядные комплекты на немецких цепях «Метеор», те кому нужен «результат на стенде и на дороге» выберет однорядный грм змз. Давайте разберем, какие плюсы у данного комплекта и чем он такой замечательный. Основа любого комплекта – это цепь и звезды, остальное кордебалет и подтанцовка. Даже бронзу, которую я делаю для всех комплектов я не могу назвать основной. Да, она дает уменьшение трения, фиксацию валов и прочие плюшки, но, если ее поставить на какой ни будь чудо-грм, типа «боновского», сильно легче двигателю от этого не будет.

Цепи

В инете данные цепи можно найти под двумя названиями. «Быстрые цепи» или более скромное «платиновая серия». Но нам интересно не это, я предлагаю провести сравнение, с очень известными, на сайтах газелеводов и уазофилов, цепями Диттон, рожденными в Прибалтике, в городе Даугавпилс. Данными цепями, как мне кажется комплектуется очень большое количество ГРМ продающихся в магазинах. Второе место занимают цепи из города Кирова, и третье место всевозможный Китай. Итак, кладем рядом две цепи и начинаем сравнивать:

  • Цепи разные по конструкции. Цепи Диттон втулочные, так называемые «тяжелые». Цепь Медведева втулочно роликовая, так называемая «легкая». Что скрывается за этими словами, может быть не понятными человеку далекому от механики. Потери на трение в легких цепях могут меньше на 10-15%, чем в тяжелых, поскольку каждое звено представляет собой подшипник скольжения.
  • Ролики звеньев изготовлены из цельнотянутой каленой трубки, а не из свернутых в трубочку пластинок. Верхняя ветка цепи испытывает ударные нагрузки, и в конечном итоге, такие «как бы» ролики плющатся, превращая цепь во втулочную. Разрушения это не несет, но ресурс снижает серьезно.
  • Боковые звенья цепи, имеют оловянное покрытие, для лучшей прикатки и приработки
  • Для повышения износостойкости, поверхность роликов покрыта тефлоном
  • Усилие цепи на разрыв, примерно на 10% выше чем у Диттона
  • Боковины цепей усиленной конструкции. Толщина 1,3-1,5 мм, как следствие разрывная нагрузка на 10% выше, чем на цепях для «машиностроения». У них боковые пластины 0,7-1,1мм.

Звезды

Самый главный плюс, в звездах, которые разработаны Медведевым это легкий вес и блок шестерня промежуточного вала, сделанная из монолита. Да, я уже много лет работаю со звездами «Русмаш» и у меня к ним нет вопросов по качеству изготовления, но поверьте мне как инженеру механику, блок шестерня, сделанная из двух частей, отцентрированных штифтом, и блок шестерня, сделанная единой, это не одно и тоже. Элемент несоосности двух цепных передач сведен к нулю. Я упомяну великое высказывание моего преподавателя по предмету «детали машин» — механизмы губят не мощность и обороты, а вибрации и детонации.

Однорядный ГРМ змз, конкретика

Комплекты Медведева, которые продаются в инет магазинах Москвы и комплекте, который предлагаю я, есть небольшие отличия. Чаще всего Родос-М присылает мне только цепи и звезды, а остальную часть я собираю сам. Бывает, что звезды распредвалов приходят целиковые и я делаю их «на конусах», уже на своем производстве.

однорядный грм змз
однорядный грм

Содержание однорядного комплекта в моем варианте:

  1. «Быстрые цепи» Медведева. В московском варианте иногда встречается вариант комплектации немецкими однорядками Метеор, но я вижу «кайф», только в оригинальном варианте.
  2. Звезды, изготовленные по чертежам и под контролем Медведева. Цельная блок-шестерня.
  3. Башмаки натяжителей Русмаш
  4. Натяжители 2шт. Комплектация зависит от того, на какой автомобиль будет ставиться ГРМ. Если это волга и газель, можно положить в комплект натяжители Медведева (с квадратной площадкой). А ежели это будет Патриот с кондиционером, то или установщику придется поработать с болгаркой, или поставить натяжители Русмаш, которые являются на данный момент универсальными. Более подробно о механических натяжителях, можно прочитать в отдельной статье.
  5. Успокоители цепей евро-4
  6. Манжета коленвала. Производство Резинотехника, город Балаково
  7. Бронзовые полукольца распредвалов. Моё производство (Француз)
  8. Бронзовый упорный фланец промвала. Моё производство (Француз)
  9. Набор из 4 прокладок. Левая и правая прокладка передней крышки цепей, помпы и натяжителей. Верхняя крышка, закрывающая распредвалы, ставится на герметик.

Однорядный грм змз, эксплуатация

Когда на форумах и драйве, доброжелатели, горлопаны и просто мудаки, «топили» данные цепи, основным аргументом было то, что однорядные цепи пилят натяжители. Я отношусь к людям, которые должны увидеть, а главное пощупать и попробовать «на зуб». (Может быть по этому поводу я не понимаю кайф стриптиза, где можно только глазеть). Поэтому я сильно порадовался, когда на Патриоте приехал мой приятель, попросил на нулевую машину поставить однорядный комплект, а через 50 тысяч, захотел его снять и поставить двухрядку. Связано это было с перспективой поставить компрессор. Таким образом я получил на руки снятый однорядный комплект ГРМ змз, который я наблюдал на пробеге 25 тысяч км и 50.

башмаки натяжителей
башмкки, пробег 50 тысяч км

Фото башмаков натяжителей я публикую в данной статье, вот так они выглядели при первом вскрытии и при снятии. То есть дело в следующем, процесс остановился, как только спинки «пропили» себе канавки и глубина дошла до роликов, далее процесс остановился. Моё личное мнение по этому поводу. Один раз в 50-60 тысяч км залезать в однорядный ГРМ змз, на предмет замены башмаков натяжителей и контрольного осмотра. Данные комплекты ставились мной на волги с турбинами, газели, Патриоты и Хантеры всех мастей. Но все-таки я предпочитаю, чтобы этот комплект был поставлен или на штатную машину (редуктора и колеса близкие к заводу) или это осознанная установка «на результат». В частности, однорядный грм змз, который я снял на 50 тысячном пробеге я поставил на свою Волгу, на которой я экспериментирую с движком, обкатываю распредвалы и делаю доработки ГБЦ. Данные цепи и звезды стоят на машинах гонщиков СКА в чемпионате России по автокроссу. Разрыва цепей на однорядном ГРМ мне неизвестно. Как это ни странно в Питере был случай, когда порвались двухрядные цепи из данной серии, но там вскрытие показало, что больше оказались виноваты нештатные натяжители, которые просто перетянули цепи и большое осевое гуляние промежуточного вала.

Статьи по теме:

Text.ru - 100.00%

однорядный грм