ЗМЗ 406, 405, 409 - тюнинг

упорные кольца распредвалов

Итак, тема данной статьи – упорные полукольца распредвалов. Задача данных деталей, проста и незатейлива, фиксация распределительных валов от осевых перемещений. Хочу напомнить одну цифру из теории ДВС. Разбег шестерен, механизма ГРМ, относительно вертикального луча должен быть в пределах 0,3 мм. В худшем случае цепь попадает на край звезды, возникают ударные нагрузки и через некоторое время цепь разрывается, что вообщем то достаточно регулярно происходит на двигателях ЗМЗ. Особое внимание в данном узле стоит обратить на материал полуколец. Если в паре вкладыш-шейка коленвала имеет место масляный клин, то в данном случае можно говорить о так называемом «сухом трении», где очень важно подобрать пару трения.

Упорные полукольца распредвалов, завод

упорные полукольца распредвалов, завод
заводские упорные полукольца

Про заводскую конструкцию я говорить долго не буду. Кроме грустной улыбки она ничего не вызывает. Если бы в мою бытность студентом, я принес бы ТАКОЕ, просто как курсовую работу, чертеж (с позволения сказать), его перечеркнули чернильной ручкой или фломастером, со словами «ну иди, подумай еще». В страшном сне, мне как танковому инженеру не привиделась бы пластиковая деталь в качестве силовой, нагруженной детали. Далее только факты. На фото полукольца снятые с двигателя, пробег которого составляет 17 тыс. Суммарный износ с двух сторон колец составляет около 1 мм.

Упорные полукольца, конструкция Медведева (Родос-М).

упорные полукольца распредвалов, Родос-М
упорные полукольца , бронза + тефлон

Когда Игорь Медведев приезжал ко мне в гости он оставил мне один комплект данной конструкции. Что мне в ней не понравилось.

  1. Одностороннее покрытие тефлоном. На мой вопрос почему? Игорь ответствовал, что один распред имеет тенденцию к сдвигу в одну сторону, другой в другую. Сомнительное утверждение. На сей момент, я влез в пару десятков двигателей ЗМЗ, износ полуколец одинаковый, на обоих валах. Во всех виденных мною случаях износ стороны, которая ближе к ГРМ, больше чем дальняя сторона.
  2. Полукольца были сделаны вырубкой. Из за чего имели достаточно странную геометрию профиля в разрезе. Может быть на качество работы это не влияет, но мне это не понравилось.

На момент написания данной статьи, мы говорили с Медведевым, на тему, чтобы было два варианта: Московский и Питерский. Что то типа «дружеского противостояния» Москвы и Питера )))  Как было сказано в одном мультике, *регата регатой, а морские традиции нарушать нельзя*.

Упорные полукольца распредвалов, «французский вариант»

упорные полукольца распредвалов, конструкция француза
упорные полукольца распредвалов, мой вариант

Поскольку я много чего делаю и конструирую для двигателей и промышленного оборудования, я решил сделать «свою» конструкцию. В данном случае имеется ввиду, по своему технологическому циклу и из материала, который мы подобрали с технологом военного производства. Первичные чертежи мне прислал Игорь Медведев. Полукольца изготавливаются из бронзовой болванки. Марку бронзы, я как и Родос-М указывать не буду. В современном мире нет секретов в конструкциях, тайну составляет технология производства и технология термообработки. Ужасно надоело, что в интернет магазинах, продаются «титановые тарелки» или  доработанные клапана, по чертежам Француза или изготовленные Французом, к которым я не имею вообще никакого отношения.

Испытания и установка

Отличия моего подхода к вопросу испытаний и Родоса-М состоят в следующем. Он тестирует свои конструкции на гоночных машинах и считает это экстримом, а я на маршрутках и скорой помощи, и считаю что это больший ужас для техники, чем гонки ))))) Данные полукольца откатали по 10 тыс на нескольких машинах, износа не замечено. По толщине полукольца сделаны с небольшим «плюсом», около 0,1мм и в бугель распредвала просто так не встают. Под рукой надо иметь кусочек шкурки. Надо добиться того, чтобы полукольца встали в бугель от 100гр молоточка. Эта работа занимает не более 10-15 минут. После этого все можно ставить на машину. И не забудьте, что бугеля распредов затягиваются динамометрическим ключом, с совершенно определенным моментом.

Дополнение от декабря 2018 г.

В декабре 2018 года я вскрыл два двигателя, на которые были поставлены первые образцы упорных полуколец. Пробег двигателей, более 200 тыс. Видимого износа НЕТ СОВСЕМ. И еще один совет, будьте внимательны. В инете появилась куча подделок из латуни и других сплавов. Медь, латунь, бронза – конечно являются в металловедении родными сестрами, но подшипники скольжения делаются только из определенных марок БРОНЗЫ.

Видеоматериал  2022 года

Полукольца распредвалов ЗМЗ

 

Статья в тему:  фланец промежуточного вала из бронзы