доработанные клапана зил-130
Тема – клапана ЗИЛ 130. Про обычные и доработанные клапана я уже писал много раз. Перед прочтением данной статьи, рекомендую прочитать опус, посвященный доработанным клапанам змз 402. Здесь я остановлюсь только на том, что отличает данные клапана от других, и что меня удивило, при работе с ними.
Клапана ЗИЛ 130 в оригинале
В институтском курсе ДВС данный двигатель давался, как воплощение неких смелых технических идей. Но он так и остался народно-хозяйственным. На его базе впоследствии был создан другой двигатель. Чуть большего объема и чуточку лучше по характеристикам, прежде всего по «прожорливости», и вот он уже обрел свою жизнь в военной технике.
В выпускных клапанах ЗИЛ 130, конструкторы применили очень интересное решение. Клапана имеют полость, заполненную металлическим натрием. Все это сделано для лучшего охлаждения клапана. В советской литературе встречал такое объяснение работы данного наполнителя:
- В процессе работы, клапан нагревается, натрий становится газообразным и поднимается в верхнюю часть клапана. Там он охлаждается, снова становится жидким и стекает вниз обратно к тарелке.
Насколько это правда, я сказать не берусь. По моему скромному мнению большой ресурс клапанов в этом двигателе, в гораздо большей степени зависит от пружинно шариковой конструкции вращения выпускных клапанов и их массы вообще, нежели от натрия.
Клапана ЗИЛ 130, доработка
Если при обработке впускных клапанов особых трудностей не возникло. То при запиле выпускных клапанов, приходилось учитывать ту самую полую конструкцию. Внешний вид клапанов виден на фото, массу я тоже указал. Очень хочется надеяться, что это даст свой плюсик при наполнении и продувке цилиндров.
Ужасы нашего городка
В статье про доработанные клапана змз 402, в рейтинге клапанов, я поставил Челябинский завод на первое место. Формулировка была примерно следующая: материал клапанов на «пятерку», остальное можно доработать. Под понятие доработать напильником я подразумевал болтание фаски в пределах 0.01-0.03мм, которые можно вывести в процессе притирки клапана к седлу. В процессе обработки выяснилось, что впускные клапана «ещё ничего», а вот выпускные, совсем плохо. Биение фаски было от 5 соток, до 10 соток. Тут «притирки» уже не помогут, тут только «хирургия». Согласовав данный вопрос с клиентом, выпускные клапана были отданы на перешлифовку фаски. В результате получилась та красота, что вы видите на фото.
Риторический вопрос. Как челябинский завод с таким изначальным качеством собирается выживать и конкурировать, для меня загадка. Может быть, только на тех позициях, где им нет альтернативы??? Искренне не понимаю. Как говаривал классик «И не церковь и ни кабак, ничего не свято. Нет, ребята, все не так, все не так ребята».