ЗМЗ 402

толкатель клапана

Тема статьи – толкатель змз 402. На самом деле толкатели для очень большого количества нижневальников советского производства были унифицированы. Например, данные толкатели ставились почти на все нижневальное семейство змз. Они же ставились на двигатели ЗИЛ и вполне возможно на целый ряд других моторов.

 

Толкатель змз 402, тюнинговый вариант

Толкатель змз 402, доработанный вариант
масса доработанного толкателя

Во всех советских двигателях есть один недостаток. Детали делались с танковой надежностью, но при этом никто и никогда не думал о массе, о реальной развесовке и тому подобным вещам. Когда вы залезете на форумы, где обсуждаются данные движки, вы увидите что обсуждаются карбюраторы, распредвалы, облечение маховика, но только не доработку стандартных деталей. Мне очень нравится фраза: из крошечных мгновений соткан дождь. Одна капелька это мало, а сто капелек это уже много. Если грамотно и там где надо облегчить ряд деталей, даже с такого мамонта как змз 402, можно заставить повеселее крутиться. Долгое время я делал тюнинговые детали входящие в ГБЦ: титановые тарелки и доработанные клапана. И не собирался касаться деталей блока, но в какой то момент, я понял, что надо лезть глубже. Надо или не надо облегчать толкатель змз 402? Я приведу фразу из немецкой моторной литературы. Облегчение вращающихся частей (маховик, коленвал) дает двигателю динамику раскрутки. Облегчение деталей движущихся возвратно-поступательно (шатуны, поршни, толкатели), дает повышение потолка оборотов. Изначальная масса толкателя 90гр. Масса после доработки 56 грамм. То есть разница около 35-40%, это больше чем снимается с клапанов, за это стоит побороться.

Двигатель разрушают не мощность и не обороты, а вибрации и детонации. Самый главный результат заключается не в облегчении как таковом. А в том, что достаточно тяжелые детали механизма ГРМ мы привели к одной массе. А это значит, в двигателе не будет вибраций от этого узла. Перед обработкой я взвесил 30 толкателей, разбежка по массе 3-4 грамма. Напомню, что когда мы развешиваем пару поршень-шатун, считается хорошим показателем уложиться в 2 грамма.

 

Обработка

Толькатель змз 402
внутренняя поверхность после обработки

Небольшая весёлая история. Человека, который мне прислал данные толкатели, зовут Евгений-ТоуРид. В разговоре перед этим он упомянул о том, что в его доступе есть станочный парк, тем не менее, толкатели были отправлены мне. Поэтому, какие-то сложности я предполагал. Когда они приехали, меня порадовала коробочка, штампы ОТК, а самое главное год производства – 1980 )) Мы с токарем не стали долго мудрить, взяли в руки напильник и «мазнули» по толкателю. Результат «ноль», если не сказать круче. Значит 20-25 единиц, точно есть. Взяли алмазный надфиль, все тот же «ноль». Значит 50-55 единиц. Обыкновенный резец такую закалку точно не берет. Пришлось в быстром порядке заказать из Финляндии сверло, по каленой стали. Им делали основной проход, а чистовой уже твердосплавом. После качества таких запчастей понимаешь, почему двигатели не самой современной конструкции ходили до капитальных ремонтов по нескольку «соток» на одометре. У моего батьки коллекционная, реэкспортная волга 1973 года, даже представить страшно, какие они там по закалке и твердости, и как будет весело их обрабатывать ))).

Результат обработки и масса получившегося толкателя представлены на фото.

Как сейчас модно писать на коробочках с компакт-дисками, отдельное спасибо хочу сказать Александру-Скайрайдеру, поскольку он дал мне конкретные размеры, по которым был сделан чертеж и данные детали.

Процесс обработки освоен, полностью расписана технологическая карта и есть специальный инструмент – Вэлкам ))  Принимаются для доработки «клиентские» толкатели, с двигателей советских годов. Теперь это не страшно )).

Статьи в тему:  доработанные клапана змз 402

TEXT.RU - 100.00%