Тема статьи – облегченный шатун змз 406, 405, 409. А если быть честным на самом деле, то почти полностью переделанное заводское изделие, которое просто взято в качестве донора. Напомню поговорку, которую нам вдалбливал один из преподавателей по «теории машин и механизмов» — двигатели и агрегаты разрушают не мощность и обороты, а вибрации и детонации. Посему, если грамотно продумывать тюнинг змз 409, то начинать надо с устранения заводских дефектов.

Шатун змз 406, оригинал

Как выглядит оригинальный заводской шатун змз никому рассказывать не надо. Это изделие, выпиленное из литьевой формы, на котором не убраны технологические площадки ни на верхней головке, ни на нижней. Ну а про втулку пальца поршня, свернутую из ленточки, я вообще скромно промолчу. Разброс шатунов по весу тоже оставляет желать лучшего. Есть еще одна вещь недоступная моему скромному разуму. Нижняя головка шатуна обрабатывается на расточном станке. 50% из них имеют эллипс до 0.05мм, иногда больше. Не буду сильно хвастаться, но на 3-4 станках я могу работать по 2-4 разряду, и я действительно не могу понять, как на расточном станке можно так регулярно, жидко обсераться.

Шатун змз 406, доработка

Облегчение

доработанный шатун змз 406
доработанный шатун змз 406, 405, 409

В интернете хватает «тюнингистов» от сохи, кто предлагает облегчить шатуны на токарном станке. Проблем нет. Зажались за нижнюю головку, облизали ее с двух сторон и «вуаля». Если грамотно производить тюнинг змз 409, в данном подходе есть две большие ошибки. Первая. При такой обработке вы никогда не уберете верхний и нижний технологические приливы. Вторая. При обработке на токарном станке поршень испытывает ударные нагрузки и может потерять геометрию, которая изначально далеко не идеал. Поэтому обработка делается только на фрезере с ЧПУ. Если интересуют абсолютные цифры, шатун змз 406 после обработки имеет массу 790 грамм, плюс минус 3-4 грамма на весь комплект.

Ремонт верхней головки

тюнинг змз 409, ремонт верхней головки шатуна
верхняя головка, хонингованная втулка

Про втулку, свернутую из полоски бронзы я уже говорил. Но даже в тех шатунах завод ставит целиковую втулку, она достаточно быстро заминается по верху и по низу и превращается в эллипс. Это явление наблюдается у большинства шатунов, которые я снимал с моторов. Вывод простой. Делаем ремонт верхней головки и ставим целиковую втулку из бронзы, которая для этого предназначена. Марку называть не буду, я не мать Тереза. Еще один секрет состоит в следующем. Поскольку втулка делается под плавающий палец поршня, некоторые мастера ее проходят разверткой. Если материал бронза, втулку нужно ХОНИНГОВАТЬ. Там, где есть давление масла, там подшипник скольжения работает на масляном клине (вкладыши), там, где давления нет, должен быть хон (цилиндр).

Тюнинг змз 409, важные замечания

Про заводское качество я не шутил, но из чего-то двигатели надо собирать. А поскольку шатун змз 406, 405, 409 – есть одно и тоже лицо, я предпочитаю брать их на разборке от двигателей, снятых с волг 3110 и 31105. Там, где на них есть цифирки 1,2,3,4. Во-первых, чугун от времени только крепче, во-вторых качество было значительно лучше, в-третьих от самого шатуна только «скелет» остается. Если вы хотите прислать на обработку свои шатуны, обязательно промерьте микрометром, пальцы поршней, которые вы будете ставить, или пришлите вместе с шатунами. Хотите действительно сделать тюнинг змз 409 по уму — никаких размерных групп, заводских мазюканий краской и другой наскальной живописи. Четкий диаметр пальца, до 0.01 мм.

Статьи по теме тюнинга:

тюнинг змз 406, 405, 409 — основная статья

уменьшенный алюминиевый шкив помпы

 

Text.ru - 100.00%

облегчение и доработка шатуна