минус на машине, часть 2
Серьезный минус на машине или «из жизни осьминогов», часть вторая. Только посвящена она будет уже не схемотехнике, а оборудованию, наконечникам и правильной технологии при работе с силовыми проводами. Оригинал данной статьи находится на Яндекс Дзене. Первая часть находится здесь.
Как это делали в СССР
Есть у меня одна инженерная черта, которая иногда мне помогает, а иногда мешает. Если я берусь делать какой ни будь узел, мне хочется узнать, а как это делается «в идеале». Это бывает очень трудно, потому что в современном мире нет секретов конструкций, есть секреты технологий. Но в моем окружении оказался человек, всю жизнь связанный с катушками, соленоидами и трансформаторами, а у всех вышеперечисленных изделий есть «вход и выход» с наконечниками. Не будем тратить время на ширпотреб, и обратим свой взор на «военную приемку». Технология была следующей: в тиски с неметаллическими губками вертикально зажимали наконечник, внутрь кидали кусочек припоя с серебром, наконечник нагревали, чтобы припой расплавился. В это же время, зачищенный хвост провода окунали в слабую азотную кислоту, потом в нейтральную среду и после этого опускали в наконечник. Припоя внутри рассчитывали столько, чтобы он чуть выступил, после погружения провода. Никаких термоусадок не было, поэтому после затяжки, узел либо красился, либо промазывался водостойкой смазкой. Гарантию на такой контакт, давали на несколько лет консервации изделия. На автомобилях никакой пайки, за исключением плат не допускается, поэтому серьезный минус на машине будем делать с помощью обжима.
Оборудование

На фото Вы видите два комплекта для обжима наконечников, и как бы они совершенно похожи. Но, все познается в сравнении, первый комплект я купил на Али экспресс, как пробный. Первые три месяца он работал, а потом я его разбирал после каждого клиента. Плохо обработанные поверхности, и как результат, регулярная течь уплотнений. Второй комплект, я заказывал уже на заводе, делающем серьезные гидравлические вещи, в том числе и инструмент. Цена комплектов отличается в разы и вроде визуальных отличий не много. Но как известно дьявол кроется в мелочах. Что особенно привело в восторг: это намагниченные насадки для обжимки. Какой кайф их менять, словами это не передать. Лишний раз убедился, что хороший инструмент, стоит не дешево, но при этом очень быстро себя отбивает на работах.
Наконечники

Здесь тоже есть парочку, «как бы незначительных» нюансов. Вроде изделие, как таковое ну явно не шедевр инженерной мысли, но поверьте мне на слово, я поменял несколько поставщиков, прежде чем нашел тот продукт, который мне понравился. Пункт первый и самый главный: Наконечники должны быть тонкостенными, чтобы был хороший обжим. И второй момент: конечно они должны быть сделаны из меди, но очень важно, чтобы они не были голыми, а были с покрытием. То есть я говорю о луженой меди. В худшем случае, при высокой влажности, например, в таком странном городе как Питер, они сначала станут темнеть, потом появится «налет» веселого лазурного цвета, а потом будет прямое разрушение. Скажу по секрету, что наконечники силовых проводов, я нашел у индийского производителя.
Провода

Несмотря на простоту слово провод, которое подразумевает медную косу в изоляции, все оказалось не так просто. И опять же, проявили свою хитрость братья китайцы. Не секрет, что один из самых дорогих «технических» металлов это медь. На рынке я встреча два вида «паленки». Вам присылают бухту провода, у которого очищен от изоляции хвостик в 1-2 см., и он желтого или медного цвета. А когда вы счищаете изоляцию дальше, там идет или стальной провод, или центральная коса другого цвета. То бишь, содержание меди в сплаве, может быть совсем другим, нежели на хвостике бухты. Второй способ – экономия на сечение провода. Допустим мы заказываем 16 квадратов. Нам приходит похожий по диаметру провод, только у него занижена по сечению центральная коса, а весь остальной диаметр добивает изоляция, которая вообще ничего не стоит, на фоне меди. Выход как ни странно нашелся в родном отечестве. Осталась еще пара заводов, которые делают провода по ГОСТу. А это слово предполагает, совершенно определённый сплав для изготовления провода. Пару слов уделю материалу изоляции. Запомните две аббревиатуры ПВАМ и ПГВА. Если будете, когда ни будь покупать провода, можете козырнуть. Продавец может Вас и не понять, но в авторитете будете сразу. Не «лохопет» пришел, а покупатель в теме. Дело в следующем, провод ПГВА работает в диапазоне температур от -40 до +70. В то время как ПВАМ более качественный вариант, высокого класса гибкости. Срок службы 10 лет. Согласно ТУ, плюсовой диапазон до сохранения рабочих характеристик до 105 градусов. А предел устойчивости 135 градусов, в течение 100 часов. Это серьезно. То есть если данный провод «упал» на двигатель, его не проплавит и не закоротит.
Резюме
В один прекрасный день мой знакомый из официального дилера Тойоты, мне позвонил и попросил о встрече. А до этого момента, я сделал видео, по одному из проблемных двигателей Тойота, расписал как бороться с одной из родовых болезней. Шикарное предложение состояло в том, чтобы на одном из каналов Ютуба, это видео УБРАЛИ, и мне за это заплатят. Когда я спросил, что не нравится? Эффект, от ремонта положительный. Мой знакомый сказал, что приезжают клиенты, просят устранить дефект и ссылаются на это видео. А у них, то есть у бедных официальных дилеров нет ни оборудования, ни желания этим заниматься. И проще сделать несколько ТО, чем решать нестандартные проблемы. Вот это я всегда называл папуас-сервисы, ни в коем случае не хотя обидеть жителей Папуа и Новой Гвинеи.
Поэтому по данной операции я все так тщательно постарался расписать. Если найдете хорошего электрика, можете показать статью и сказать: я хочу ТАК. Если не найдете, обратитесь ко мне, постараюсь помочь и сделать так как написал.
Заказ
По итогу данной статьи я могу помочь не только тем, что сделать “минус на машину” под ключ. Но и отдельно предложить сервисам и частным лицам, компоненты, которые я здесь представил. А именно провода (указать сечение и метраж), наконечники (сечение провода и дырку) и даже для своих постоянных клиентов привезу профессиональный комплект обжима.