грм

регулируемые звезды на конусах

Тема статьи – разрезные шестерни змз 406, 405, 409. На рынке данный продукт присутствует у многих производителей, но поголовно хромает качество. Или сама звезда сделана без термообработки или конус выполнен технически не грамотно. Если речь идет о стандартном двигателе, то можно конечно сказать как в мультфильме «и так сойдет». Но если речь о форсированном двигателе, то такие звезды могут и «провернуться»….а это уже северный пушной зверек.

Ошибки и капелька теории

В станкостроении есть понятие – конус Морзе. Уж не знаю тот ли это человек, который изобрел азбуку Морзе для связистов или это просто популярная фамилия. Суть изобретения следующая: конус с углом от 4 до 12 градусов (если мне память не изменяет) намертво закусывает, когда попадает в ТОЧНО сделанную ответную часть. Шероховатость сопрягаемых поверхностей должна быть минимально возможной, то есть, сила трения должна быть максимальна. Соединение должно «закусить» сразу же, при осевом сжатии, а не при прохождении определенного угла поворота. Вкратце расскажу, чем грешит большинство изделий на прилавке магазинов. А именно хромоногим качеством и непониманием того, для чего вообще это нужно.

  • Разрезная звезда нам нужна, дабы выставить распредвал с точностью до ОДНОГО углового градуса. Теперь представьте звезду, которая «закусывает» не сразу, а после проворота на какой-то угол. Вы выставляете по транспортиру угол распредвала, затягиваете шестерню, делаете контрольный оборот двигателя…и получаете фигню. Регулируете еще раз, проворачиваете…и получаете еще одну фигню. И так можно регулировать до второго пришествия. Не буду называть производителя, в одном двигателе пришлось звезды распредвалов ставить на 2 градуса раньше, чтобы провернувшись, они «закусили» там, где нужно.
  • Второй момент чисто технический. Все делают данные звезды на токарных станках. Угол суппорта на токарном станке градуирован в градусах, но есть еще минуты. При удешевлении производства настраивается два станка, один точит конуса (папу), другой делает выточку (маму). При хорошем оборудовании или на чпу, это допустимый подход. На старых станках – это вредительство. Для достижения результата конуса должны точиться мелкосерийной партией в индивидуальном порядке на одном станке, не изменяя угла поворота суппорта.
  • Много раз на картинках и вживую попадались комплекты звезд, в конусах которых не было резьбы под болтики. Мне кажется, что данные чертежи были нарисованы чистым теоретиком, который ни разу в жизни не настраивал двигатель вживую. Один раз я попробовал выставить фазы на таком комплекте, проклял конструктора до 7 колена )))

Разрезные шестерни змз 406, мой вариант

разрезные шестерни змз 406
Однорядные и двухрядные разрезные шестерни евро-3

В качестве основы я беру для дальнейшей работы или звезды, которые я изъял из конвейерного двигателя или звезды «русмаш». И материал звезд и закалка зубьев у данного производителя на очень хорошем уровне. Разрезные шестерни змз 406 изготавливаются мелкосерийными партиями, за одну «установку» станка. Изделия прошли проверку на двух десятках двигателей. Сбоя фаз не наблюдается. Еще один мааааленький совет, если хотите уж совсем подстраховаться от неприятностей. Возьмите притирочную пасту для клапанов и притрите конусную пару. Но это я рекомендую, когда речь идет о сильно форсированном двигателе, на обычном двигателе это не обязательно. На фотографии представлены однорядные и двухрядные звезды стандарта евро-3, но кроме них делаются небольшие партии звезд евро-4 (для фанатов зубчато пластинчатой цепи) и евро-2 (змз 406). Для понимания того, какой грм стоит на вашем двигателе, рекомендую к прочтению статью про индентификацию грм.

Видеоматериал от 2022 года

Разрезные шестерни ЗМЗ