Блок

шкив и демпфер

Тема статьи – шкив коленвала змз, и сидящий на нем, демпфер крутильных колебаний. Написать эту статью, заставило следующее обстоятельство. Очень часто на двигателях змз, шкив «разваливается» на две части, собственно шкив и «какую-то болванку», приклеенную на резинке. На повестке дня три вопроса. Что это? Зачем это? И что делать дальше?
Text.ru - 100.00%

Демпфер крутильных колебаний, история

В процессе работы двигателя, коленчатый вал подвергается очень большим нагрузкам, на скручивание. С этим фактом столкнулись буквально сразу, как только ДВС обрели большие крутящие моменты. Сначала это касалось корабельных движков, а потом это «познали» сухопутные и летательные конструктора. В одноцилиндровом движке никаких вопросов не было. Коротенький коленвал, решал все вопросы. Но с увеличением цилиндров и ходов поршней, это стало проблемой. То есть, коленвал начинало «скручивать». Чтобы было более понятно, возьмите за длинные края линейку, длинной 15-20 сантиметров и сделайте поворот вокруг оси в разные стороны. Ее изогнет достаточно сильно. Это конечно немножко утрированная картинка, но примерно так же «стремится изогнуться» коленвал в рядных многоцилиндровых двигателях. В автомобильных движках, первыми с этой проблемой столкнулась фирма БМВ, потом Ниссан. Причем, как обычно, методы борьбы разошлись, кто-то стал увеличивать диаметры коленвалов, кто-то стал бороться с гашением колебаний.

шкив коленвала змз
шкив и демпфер в сборе

Шкив коленвала змз

От истории переходим к практике и нашим двигателям.

  1. Наверное, я никогда бы не взялся изучать этот вопрос, если бы не проблемы с этим узлом. Качество нашей резины никогда не было супер. Проходит время, резина стареет и начинает трескаться. Демпфер крутильных колебаний начинает сползать и «грызть» как крышку цепей, так и поддон двигателя. Снимаем шкив. Снимаем «болванку», удаляем остатки резины. Балансируем в минимальном объеме шкив коленвала змз, ставим все на место и едем дальше. Могу сказать, что таких операций, я провел несколько. На сроке службы двигателя или коленвала это никак не повлияло.
  2. Действительно треснул и развалился коленвал. Обычно это происходит на 405 и 409 двигателях. Здесь причина проста. До определенного года коленвалы делали на одном заводе, а потом производство перенесли на другой и «понеслось». Скорее всего речь идет о нарушении технологии производства. Есть или нет демпфер крутильных колебаний, это вообще неважно. Если на волгах и газелях до определенного года поломка «колена» была единичным случаем, то сейчас этому никто не удивляется.

Резюме. Демпфер крутильных колебаний нужен там, где двигатель выдает большой крутящий момент. Два ярких примера. Из современных двигателей это дизеля с прямым впрыском. Владельцы дизельных «иксов» BMW, опережая друг друга, бегают по разборкам в надежде отыскать живой шкив с демпфером. На эти же грабли наступили белорусские «конструктора», когда на дизеля серии Д-245 поставили турбины. Крутящий момент повысили, но коленвалы стали расходным материалом. Мое мнение следующее: на двигателях, которые только «мечтают» о больших моментах и мощностях, демпфер крутильных колебаний, это не более чем дань моде.

Видеоматериал